Известия,
1 марта 2011 г.
Выход из космоса
1077 просмотров
Из одиннадцати запланированных к созданию в прошлом году новых аппаратов Федеральным космическим агентством было сдано только пять. "По сути, планы оказались сорваны", - заявил вчера на заседании коллегии этого ведомства вице-премьер Сергей Иванов. Впрочем, на том претензии к Роскосмосу далеко не закончились.
Критика в сторону руководства агентства оказалась жесткой.
- Переносы (пусков. - "Известия") стали носить систематический характер, - заявил Иванов. - Это является следствием неготовности аппаратов.
Вице-премьер напомнил собравшимся недавнее ЧП с потерей трех спутников "Глонасс-М", в результате которого государство лишилось 2,5 млрд рублей. "Детская ошибка привела к таким серьезным последствиям", - подчеркнул Иванов. Причиной же столь ощутимых материальных потерь стала откровенно маленькая страховка, которая, по оценкам экспертов, не покрывала и 5% стоимости аппаратов.
- Страховать надо все по реальным рыночным ценам с использованием реальных страховых механизмов, - продолжал критиковать Роскосмос зампред правительства. - Кроме того, необходимо усилить ответственность специалистов агентства за неудачные запуски. И чтобы не было такого, что виновные в аварии сами ее и расследуют.
- На коллегии было много главных конструкторов и ведущих ученых, которые отдали отрасли всю жизнь, - сказал "Известиям" руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов. - Аварию эти люди принимают настолько близко к сердцу, что внушений им не требуется. Несознательные дети в космонавтике не работают. От критики не шарахаемся, недостатки сознаем и устраним, меры намечены. Что касается шести несделанных спутников, которые стояли в плане отрасли на 2010 год, то еще в мае-июне стало ясно, что задержка неминуема. Об этом было доложено самым высшим инстанциям, и авторитетные комиссии уже разобрались в проблеме. Сбой произошел из-за задержки с финансированием, Минобороны и Роскосмос получили бюджетные деньги слишком поздно. Лучше было бы вообще не подписывать контракт с предприятиями, тогда не возникла бы иллюзия с опозданием по вине отрасли.
Впрочем, ряд экспертов полагают, что сбои с выполнением в отрасли госзаказов отчасти кроются в самой устоявшейся схеме финансирования.
- Грубо говоря, вот представьте, я делаю космический аппарат, половину вкладывает государство, половину - я сам, - говорит информированный источник "Известий" в космической отрасли. - Соответственно я беру на себя риски. Но если работа будет сдана в срок, то вложенные средства мне вернут. Эта схема работает. У нас же разработчик получает 100-процентный бюджет, и, как следствие, у него пропадает мотивация. Причем данная проблема актуальна не только для Роскосмоса. К сожалению, этот подход является принципиальным для всего гособоронзаказа в целом и для космической программы в частности.
- Какая разница, сколько спутников сделал Роскосмос, сколько ракет запустил к Международной станции, сколько коммерческих аппаратов вывел на орбиту? - высказал "Известиям" свою позицию член-корреспондент Академии космонавтики Юрий Караш. - Все это вчерашний день. Паровоз Черепанова! Главная вина Роскосмоса - отсутствие амбициозных программ, которые позволили бы России почувствовать себя мировым лидером, как было при Королеве. Такие программы Роскосмосу предлагаются, но чиновники знать их не хотят. Живут вчерашним днем, проедают капитал прежних достижений. В такой ситуации вообще непонятно, зачем государство тратит миллиарды на космонавтику. Все равно что "Волгу" на конвейере держать. Или утверждать, будто АвтоВАЗ сильнее "Феррари", потому что машин больше делает. Даже развернутый на орбите ГЛОНАСС не исправит ситуацию, это система прежде всего военного назначения. Американцы наметили полет на Марс, а Россия молчит. Пилотируемая космонавтика, которая всегда являлась нашим главным достижением, медленно, но верно умирает. Международная станция сойдет с орбиты в 2020 году, а дальнейших планов Роскосмос не строит. В итоге Россия скоро может остаться вообще без космонавтики, скатимся на уровень Аргентины. На коллегии Роскосмос критиковали за мелочи, а о главных упущениях речи не было. Но, может быть, коллегия - это подготовительная акция?
Почему не страхуют космические аппараты
Коммерческие запуски спутников у нас страхуются по полной, а вот государственные, как доказала история с потерей "ГЛОНАССов", - нет. Дело в том, что "удовольствие" это весьма недешевое - рыночные ставки страховки на этом рынке колеблются от 12 до 20% от стоимости аппарата, которая, по оценкам экспертов, находится в диапазоне от 25 до 40 миллионов долларов.
- Вряд ли есть смысл заключать договор страхования на маленькие суммы, чтобы не переплачивать страховую прибыль, - говорит заместитель генерального директора одной из крупнейших российских страховых компаний Николай Галушин. - Думаю, что основная проблема здесь заключается скорее всего в наличии бюджетных ограничений. Просто запуск является одним из самых дорогих видов страхования. По одной простой причине - риски очень велики. Но главное - это то, что страхование в данном случае все равно не является панацеей. Да, компенсацию затрат на производство вы получите, однако упущенное время никакая страховка не покроет.
Сергей ЛЕСКОВ, Михаил ХАРЛАМОВ
Вся пресса за 1 марта 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Космическое страхование
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 июня 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 20 июня 2025 г.
Балицкий на ПМЭФ заявил о необходимости принять программу о военных страховых рисках

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Стоимость страхования жилья в США достигла рекордного уровня, доступность на минимуме

|
|
СенатИнформ, 20 июня 2025 г.
В СФ разрабатывают нормы о страховании военных рисков

|
|
ТАСС, 20 июня 2025 г.
Хуснуллин: вопрос страхования рисков инвесторов в Донбассе и Новороссии почти решен

|
|
РИА Новости, 20 июня 2025 г.
Хуснуллин: вопрос страхования рисков в новых регионах почти решен

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Инфляция: многогранный риск, с которым сложно справиться даже страховщикам

|
|
Клопс.ru, Калининград, 20 июня 2025 г.
Страховщики рассказали, сколько купивших ОСАГО калининградских водителей обошлись без аварий

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Поддерживаемая правительством Израиля схема страхования покроет большую часть потерь в результате конфликта

|
|
Самарское обозрение, 20 июня 2025 г.
Самарская «Объединенная страховая компания» отмечает 35-летие со дня основания

|
|
speedme.ru, 20 июня 2025 г.
Страховка стала роскошью в России: под ударом оказались владельцы китайских машин

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Таиланд внедрит страхование для мигрантов из-за нагрузки на систему здравоохранения

|
|
Казахстанская правда, 20 июня 2025 г.
Государственную страховую организацию создадут в Казахстане

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Судоходство через Ормузский пролив становится дороже: страховые премии выросли на 60% на фоне ближневосточной эскалации

|
|
Финмаркет, 20 июня 2025 г.
В январе-марте сборы по страхованию грузов увеличились на 24,1%, выплаты - на 67,7% - ЦБ РФ

|
|
Парламентская газета, 20 июня 2025 г.
По европротоколу при разногласиях водителей выплатят до 200 тысяч рублей

|
|
МК в Калмыкии, 20 июня 2025 г.
В Калмыкии обсудили страхование ответственности автовладельцев

|
|
ТАСС, 20 июня 2025 г.
ВТБ согласовал параметры продажи «Росгосстраха»

|
 Остальные материалы за 20 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|